Проектирование ТЗК (топливо-заправочных комплексов)



ООО «ПриволжскНИПИнефть» выполняет комплексное проектирование объектов производства, транспортировки и хранения топлива, в том числе: авиационное топливо, топливо самолетное ТС-1 и РТ, авиа ГСМ, авиа керосин, авиабензин, ракетное топливо, дизельное топливо ДТ, судовое, моторное и печное топливо. 

Проект топливо-заправочных комплексов состоит из проектной документации (стадия ПД), специальных разделов проектной документации (постановление №87 РФ), рабочей документации (стадия РД), сметной документации.

При проектировании ТЗК технологи нашего института применяют самое современное оборудование для хранения, перекачки, фильтрации нефтепродуктов, которые служат топливом для самолетов, для реактивных двигателей, морских и речных судов, котлов, автомобильного транспорта и всех двигателей внутреннего сгорания. 

Стоимость проекта на ТЗК (топливо-заправочный комплекс):

 Общий объем хранения топлива, м3  Стоимость проектирования*, руб. (без НДС)  Сроки проектирования**, календарные дни
 1 000  1 500 000  90
 2 000  1 600 000  95
 3 000  1 700 000  100
 5 000  1 800 000  105
 8 000  1 900 000  110
 10 000  2 500 000  120
 15 000  2 700 000  125
 20 000  3 000 000  130
 30 000  4 000 000  140
 40 000  5 000 000  150
 50 000  6 000 000  160

Примечания.
*Цена примерная, ориентировочная, указана за проектную документацию (рабочая документация по отдельному договору) с учетом спецразделов и сопровождения в экспертизе. Уточняется на момент заключения договора.
**Срок уточняется на момент заключения договора.

Топливо-заправочные комплексы (ТЗК) аэропортов, аэродромов и вертодромов предназначены для приема, хранения, фильтрации и выдачи топлива для заправки различных воздушных судов. 

При проектировании ТЗК предусматривается современная система фильтрации. Авиационное топливо при закачке в приемные резервуары ТЗК проходит через фильтры с тонкостью фильтрацией не более 15 мкм.

Проектом ТЗК необходимо предусмотреть лабораторию. Топливо в ней проходит полномасштабную проверку по всем основным параметрам, определенным ГОСТом, таким как плотность, фракционный состав, кислотность, температура вспышки, кинематическая вязкость, концентрация смол, содержание воды и механических примесей, температура начала кристаллизации, взаимодействие с водой, удельная электропроводность.

При проектировании ТЗК в аэропортах заправку самолетов предусматривают одним из способов: 

1)Через специально выведенные топливные гидранты, из которых керосин поступает в баки самолета через специальные заправочные агрегаты. 

2)Через систему автомобильных цистерн — топливозаправщиков. В таком случае топливо в заправщик наливается, на специально запроектированном пункте авто налива.

Вертикальные резервуары на ТЗК проектируются по ГОСТ 31385-2016, а горизонтальные резервуары по ГОСТ 17032-2010. Причем все резервуары РВС комплектуются плавающими заборными устройствами для того, чтобы забор авиационного топлива был из верхних слоев нефтепродукта.    

Самолетное топливо бывает 2-х видов. Поршневые двигатели работают на авиабензине, схоже с автомобильными двигателями. Турбореактивные и турбовинтовые двигатели почти всех гражданских и военных воздушных судов, потребляют топливо для реактивных двигателей — авиационный керосин.

Основная марка авиационного керосина для самолетов и вертолетов это ТС-1 (топливо сернистое — отличается высоким содержанием серы).

В Европе и других странах мира основа авиационного топливного обеспечения это авиационный керосин Jet A-1 (он более экологичный за счет меньшего содержания серы), но в в целом это аналоги. Даже наш ТС-1 может применяться при более низких температурах, чем «Джет». 

Авиационное топливо для сверхзвуковых самолетов это РТ. Реактивное топливо РТ – продукт высшей категории качества. Его получают гидроочисткой прямогонных керосиновых фракций с пределами выкипания +135–280 °С. В процессе производства этого продукта удается снизить содержание серы и меркаптанов до показателей 0,1 % и 0,001 % соответственно. Оно отличается высокой термическаой стабильностью топлива, это очень важно при полетах на сверхзвуковых скоростях, когда за счет трения о воздух нагревается весь корпус самолета, в том числе и топливо в баках. Топливо РТ можно использовать также и в обычных воздушных судах вместо ТС-1. Самые скоростные самолеты заправляют авиакеросином Т-6, который еще более стабилен к воздействиям температуры.

Авиационный бензин — это по сути автомобильное моторное топливо с лучшими свойствами, влияющими на надежность работы двигателя ДВС. Авиабензин на любом нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) подвергают этилированию, добавляют в топливо тетраэтилсвинец, что повышает его детонационную стойкость, повышает октановое число, обеспечивает запас динамических характеристик.  Но из-за высокой токсичности эта присадка для автомобильного топлива запрещена!

Проектирование топливных складов на территории вертолетных площадок. 

Агрегат фильтрации авиационного топлива при монтаже необходимо соединить трубопроводом с заправочной колонкой расположенной на вертолетной площадке. Подача авиационного топлива будет осуществляться насосом. 

Управление процессом заправки на вертолетной площадке не предусматривается. Заправщик подготовив вертолет к заправке, вставив пистолет в бак вертолета, по радиосвязи сообщает оператору о готовности начать заправку. Оператор получив команду от заправщика, по месту или с пульта операторной начинает отпуск авиатоплива на заправочную колонку. Оператор имеет возможность задать требуемый объем авиатоплива. Заправщик контролирует объем закачиваемого топлива по механическому счетчику размещенному на заправочном пистолете.

Лабораторный анализ проводится следующий:

- приемный лабораторный анализ (согласно ДВ-126) с резервуара склада ГСМ при приеме топлива в период навигации;

- периодически (в день заправки) проводиться аэродромный контроль качества – через отбор проб и прибор ПОЗ-Т.;

- периодический лабораторный анализ через 6 месяцев с момента приема топлива с резервуаров;

- раз в год проводиться периодический лабораторный, со всех точек АФТ-30.

Лабораторные анализы проводятся в сертифицированной лаборатории.

Технологические трубопроводы авиатоплива (ТС-1) относятся к группе "Б(б)" категории I.

Технологический трубопровод предназначен для:

- приема авиатоплива;

- отпуска авиатоплива в автоцистерны;

- внутрибазовой перекачки из одного резервуара в другой;

- отпуск авиатоплива на вертолетную площадку.

Система трубопроводов принимается напорная и самотечная. Технологический трубопровод выполняется с уклоном в сторону потребителя.

Авиационное топливо (ТС-1) привозится на склад ГСМ автотранспортом. На площадке слива-налива происходит слив авиатоплива из автоцистерны с помощью насоса установленного в агрегате фильтрации авиационного топлива в вертикальные резервуары РВС.

Внутрибазовая перекачка авиационного топлива из резервуаров хранения в аварийные (при разгерметизации одного из резервуаров) осуществляется через агрегат фильтрации авиационного топлива.

Подача авиационного топлива на автоматизированную систему налива (АСН), расположенную на площадке слива и налива, выполняется через насосное оборудование, установленное в агрегате фильтрации авиационного топлива.

Подача авиационного топлива на автоматизированную систему налива, выполняется через насосное оборудование, установленное в агрегате фильтрации авиационного топлива.

Подача авиационного топлива на вертолетную площадку, выполняется через насосное оборудование, установленное в агрегате фильтрации авиационного топлива.

Список нормативных документов по авиатопливообеспечению.

СПИСОК нормативных документов для проектирования складов авиатоплива. 

ИАТА Руководство по контролю качества авиационного топлива и технологиям работ для совместных служб заправки (JIG1, издание 10)

ИАТА Руководство по контролю качества авиационного топлива и рабочие процедуры для небольших аэропортов (JIG4, издание 10)

ИКАО Doc 9977-AN489 Руководство по поставке реактивного топлива для гражданской авиации

Федеральные авиационные правила «Сертификационные требования к организациям авиатопливообеспечения воздушных перевозок» (утверждены 18.04.2000 № 89, зарегистрированы Минюстом России 05.10.2000 № 2411)

ВНТП 6-85МГА объектов авиатопливообеспечения аэропортов гражданской авиации

ОСТ 54-3-175-73-99 Авиатопливообеспечение. Применение авиаГСМ и спецжидкостей. Противоводокристаллизационная жидкость «И-М». Технические требования

СНиП 2.11.03-93 Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы

Руководство по приему, хранению, подготовке к выдаче на заправку и контролю качества авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей в авиапредприятиях воздушного транспорта РФ (приказ Департамента воздушного транспорта Минтранса РСФСР от 17.10.92 № ДВ-126, с изменениями и дополнениями)

Руководство по технической эксплуатации складов и объектов горюче-смазочных материалов предприятий гражданской авиации (утвержденный руководящий документ МГА от 27.07.91 № 9/И)

Регламент технического обслуживания сооружений и технологического оборудования объектов авиатопливообеспечения (утвержденный руководящий документ МГА от 10.11.1988 №41/И)

Инструкция по единой технологии ввода, контроля содержания противоводокристаллизационных жидкостей в авиационном топливе и эксплуатации дозирующих устройств (указание МГА от 29.10.87 № 776/У)

ГОСТ Р 50913-96 Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов. Типы, параметры и общие технические требования

ГОСТ Р 52050-2006 Топливо авиационное для газотурбинных двигателей Джет А-1 (JetA-1). Технические условия

ГОСТ Р 52906-2008 Оборудование авиатопливообеспечения. Общие технические требования

ГОСТ Р 53324-2009 Ограждения резервуаров. Требования пожарной безопасности

ГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия

ГОСТ 10227-86 Топлива для реактивных двигателей. Технические условия

ГОСТ 12308-89 Топлива термостабильные Т-6 и Т-8В для реактивных двигателей. Технические условия

ГОСТ 13468-68 Соединение для слива топлива из самолетов и вертолетов. Присоединительные размеры. Технические требования

ГОСТ 13475-68 Соединение для закрытой заправки топливом самолетов и вертолетов. Размеры и технические требования

ГОСТ 13566-68 Штуцер для заправки самолетов и вертолетов питьевой водой. Присоединительные размеры

ГОСТ 13574-68 Соединение для закрытой заправки маслом самолетов и вертолетов. Установочные и присоединительные размеры. Технические требования

ГОСТ 19328-81 Заправка и зарядка самолетов и вертолетов жидкостями и газами. Параметры

ГОСТ 23524-87 Заправщики самолетов и вертолетов топливом. Типы

 

Проектирование